Битум. Битумные эмульсии. Какие они бывают?

Эмульсии удобны тем, что они применяются без подогрева: ими можно пропитывать в холодном состоянии различные материалы (камни, бетон и пр.). После высыхания воды битумные частицы, проникшие в поры материала, создают пленку, непроницаемую для воды, стойкую и прочно скрепляющую поверхности отдельных кусков материала между собою.

Битумные эмульсии применяют в дорожном строительстве, реже- для пропитки кровельных материалов или для увеличения водонепроницаемости растворов и бетонов на минеральных вяжущих. В битумной эмульсии не должно быть сгустков, нитей и заметных на глаз крупных частиц битума; эмульсия должна быть устойчивой: после 7-дневного хранения проба эмульсии не должна оставлять на сите 0,15 мм остатка более 1% веса пробы. Обычно в эмульсии содержится около 50% битума и 50% воды, добавок — ог 0,1 до 2,0%. Хранить эмульсию надо в закрытых резервуарах.

Асфальтовый порошок — размолотая горная порода: асфальтовый известняк или доломит (битуминозные породы). Асфальтовый порошок обычно содержит битумы в пределах 5-8%; он имеет тонкость, примерно равную тонкости помола цемента. Битуминозный известняк при нагревании до 50-60° распадается (тонкий порошок) и не требует дополнительного помола. Перевозится и хранится асфальтовый порошок в таре. Применяют его в качестве наполнителя при изготовлении асфальтового вяжущего как материал для получения при сильном уплотнении плиток для полов, как сырье для получения асфальтовой мастики.

Асфальтовая мастика является вяжущим веществом при изготовлении асфальтового бетона и раствора. Она изготовляется из асфальтового порошка путем смешивания его в разогретом состоянии с природным или нефтяным битумом. После смешивания мастику прессуют в плиты, весом 32 кг. Плиты можно хранить на открытых площадках, лишь укрывая их от солнца. Мастика должна обладать однородным строением и содержать битума не меньше 13% ее веса; слой мастики в 2 см не должен пропускал воду под давлением в 3 в течение 3 час; трамбованные образцы-восьмерки из мастики должны иметь прочность при разрыве не менее 30 кг/см2.

Дегтевые (смоляные) вещества имеют меньшее применение, чем битумные. Схема получения дегтевых материалов и приведены их разновидности. Дегтевые материалы продукты сухой перегонки твердого топлива. Деготь — густая маслянистая жидкость коричневого оттенка. Чаще всего из многочисленных дегтевых материалов находят применение: каменноугольный деготь и каменноугольный пек, реже — смоляная (дегтевая) эмульсия.

Каменноугольный деготь отогнанный или составленный получают: отогнанный — отгонкой из сырого дегтя воды и части масел, составленный — сплавлением пека и антраценового масла.

Дегти по ГОСТ делятся на марки в зависимости от вязкости. Удельный вес дегтей колеблется в пределах 1,10-1,25 г/см3. Деготь не должен содержать воды более 0,5% и должен растворяться в сероуглероде; нерастворимого остатка может быть не более 20%.

Применяется каменноугольный деготь для дорожных работ (пропитка шоссе), для изготовления дегтебетона и кровельных материалов, уступающих по свойствам битумным материалам.

Для того, чтобы на даче у вас не возникли проблемы со здоровьем, стоит установить качественную и надежную канализацию. Ведь автономная канализация на даче — это оптимальный вариант для того, чтобы вы могли не заботиться о стоках и о чистоте окружающей среды.

___________________________

Битумы

По исходному сырью битумы подразделяют на нефтяные и природные, по консистенции (при температуре 18°) на твердые, полутвердые и жидкие.

Нефтяные битумы получают путем переработки нефти. В зависимости от способа получения они разделяются на следующие основные виды: остаточные битумы, представляющие остаток от переработки нефти после отгонки от нее всех фракций; при недостаточной вязкости остаток продолжают обрабатывать путем более глубокого разделения с применением высоковакуумных установок. В результате этих процессов могут быть получены вязкие и медленно густеющие жидкие битумы; крекинговые битумы, представляющие остатки, получающиеся при крекинг-процессе (особый вид переработки нефти в специальных установках при высокой температуре и давлении); окисленные битумы, получаемые при продувке воздухом остатков, образовавшихся после переработки мазута, или остаточных и крекинговых битумов.

В основу деления твердых и полутвердых нефтяных битумов на марки положена степень их вязкости, характеризуемая глубиной проникания в них стандартной иглы пенетрометра под определенной нагрузкой (100 г), при определен-

ной продолжительности погружения (5 сек) и температуре битума ( + 25°). Глубина проникания выражается в градусах; один градус соответствует погружению иглы на глубину 0,1 мм. Этот прибор имеет много общего с прибором для определения подвижности растворной смеси.

Пластичность вязких битумов характеризуется способностью битумов пластично деформироваться под действием приложенной нагрузки. Численно пластичность определяют величиной растяжимости в сантиметрах стандартного образца битума, растягиваемого при определенной температуре-с постоянной скоростью в тонкую нить до момента разрыва.

Одна пластина неподвижно закреплена у торцовой стенки, а вторая может перемещаться вдоль длинной стороны ящика на салазках при помощи червячной передачи, приводимой во вращение электромотором или вручную. В стандартную форму, уложенную на медную пластинку, заливают расплавленный битум. После охлаждения образца вынимают части формы, а восьмерку закладывают в прибор с частями формы, которые теперь играют роль захватов образца; одно кольцо захвата прикрепляют к пластине, а другое — к пластине. Затем ящик наполняют водой так, чтобы она покрывала образец слоем около 3 см; температуру воды в ящике поддерживают на уровне 25°, подливая теплую воду. Когда восьмерка приобретет эту же температуру (через 1 ч после ее закладки), начинают растяжение: для этого подвижные салазки перемещают вправо со скоростью 5 см мин, вращая маховичок. Образец битума начинает вытягиваться в тонкую нить, которая, наконец, обрывается. В момент разрыва по линейке отмечают длину нити. Эта длина, выраженная в сантиметрах, служит мерой растяжимости битума.

Температуру размягчения вязких битумов определяют прибором, называемым кольцо и шар. Результаты этого испытания характеризуют изменение вязкости битума при повышении температуры и степень его размягчаемое.

При нагревании воды битум размягчается и под действием стального шарика, а также собственного веса вытекает из кольца. Температуру, при которой деформирующийся битум коснется нижней площадки прибора, принимают за температуру размягчения битума.

За величину условной вязкости жидких битумов принимают выраженное в секундах время истечения через стандартное отверстие 50 мл битума при определенной температуре испытания, обеспечивающей непрерывность вытекающей струи. Условную вязкость жидкого битума устанавливают при температуре 25° или 60°, диаметре сточного отверстия 5 мм и обозначают символом, с двумя индексами: верхний указывает диаметр сточного отверстия прибора в миллиметрах. Для испытания используют стандартный вискозиметр.

Физико-механические показатели нефтяных строительных и кровельных битумов твердых и полутвердых должны удовлетворять требования СНиП 1-В. 17-62 Битумные и дегтевые вяжущие.

Жидкие битумы получаются не только в результате переработки нефти, но и в результате разбавления нефтепродуктами твердых и полутвердых битумов. Они подразделяются на два класса: класс А -средне густеющие и класс Б — медленногустеющие. Каждый класс в зависимости от вязкости делится на шесть марок.

Жидкие нефтяные битумы широко используют в дорожном строительстве для приготовления битумогравийных и битумо-грунтовых смесей способом смешения на дороге (для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог), а также для мелкозернистых асфальтобетонных смесей, применяемых в холодном состоянии.

Природные битумы в чистом виде залегают редко; гораздо чаще встречаются природные битумы, пропитывающие горные породы (известняки и песчаники). Извлечь битум из этих пород, в которых его содержится всего 4-8%, очень сложно и дорого, поэтому битумные известняки превращают в тонкий порошок путем размола в шаровых мельницах. Получаемый продукт называется асфальтовым порошком. Его применяют как самую мелкую фракцию в асфальтовых бетонах и растворах и в основном для изготовления асфальтовой мастики.

Асфальтовая мастика получается путем смешивания в определенном соотношении асфальтового порошка с расплавленным нефтяным битумом. Эта мастика содержит 13% битума. Ее применяют для производства литого асфальтового бетона.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.