Из истории пчеловодства на Руси

9

На Руси издревле занимались пчеловодством. Древнегреческий историк Геродот 2500 лет назад писал, что народы, которые жили на территории нашей страны, вели обширную торговлю мёдом и воском.

001
Ярослав Зяблов «Старая пасека»

В летописях Нестора (1056-1114 годы) сказано о широком распространении на Руси пчеловодства. В ту пору мёд и воск служили не только для удовлетворения потребностей населения, но были также основными продуктами торговли с Грецией.

01
Крамской И.Н. «Пасечник» 1872

Путешественник Галл, посетивший в начале XI в. некоторые западные и южные области Руси, писал в «Хронике», что «видел в этой земле удивительное множество пчёл, пчельников, пасек на степях и бортей в лесах, заметил чрезвычайное обилие мёда и воска».

1
И.И.Левитан «Пасека» 1880

По свидетельству арабского писателя ИбнДаста, «страна славян — страна ровная и лесистая; в лесах они и живут… Из дерева выделывают они род кувшинов, в которых находятся у них и ульи для пчел и мед пчелиный сберегается».

02
Н.А.Богатов «Пасечник» 1875

Московский царь за какие-то провинности князя Ромодановского конфисковал его поместье. В описи «отписанного» на царя имущества значилась пасека. На ней находилось 543 улья с пчёлами, изба с сеньми, клеть, конюшня, 4 омшаника, сарай, в котором хранилось 644 порожних улья. Т.е. опыт крупных пасек (больше 1000 ульев) уже был.

2
Шильдер Андрей Николаевич (1861 — 1919) «Пчельник»

В 1523-1524 гг. Альберт Кампензе в донесениях римскому папе Клименту VII «О делах Московии» сообщает о значительном сборе мёда и воска в России. Он указывает, что население держит близко от своих жилищ «домашних» пчёл, которые передаются по наследству из рода в род.

003
Саврасов Алексей Кондратьевич «Сельский вид»

В конце начале IXX века в 1826 году, когда в Российской империи налаживалась статистика и учет, в Томской губернии — огромной территории, объединяющий современные Новосибирскую, Томскую, Кемеровскую области и большой Алтайский край — было по 4.5 пчелосемьи на проживающего человека (!).

03
Светославский Сергей Иванович (1857 – 1931) «Весенний день. Пасека» 1899

И хотя бортевая и колодная системы пчеловодства давали не так много меда с пчелосемьи, в среднем получалось по 50-70 килограмм меда на человека в год (больше чем по 40-литровой фляге меда).

3
И.И.Левитан «Пасека»

Это значит, что с учетом торговли средняя семья потребляла минимум пару фляг меда. Представляете? Мед при этом стоил в разы дешевле сахара, был широко доступен, активно использовался для приготовления напитков, выпечки, как консервант и антисептик, для приготовления лекарств и т.д.

10
Фёдор Васильев «Пасека»

Сегодня, конечно, тоже встречаются семьи, где «мед едят» и суммарно потребляют по 3 фляги меда в год, но, как правило, это семьи пчеловодов.

4
Бровар Яков Иванович (1864 – 1941) «Пасека»

Xтобы не губить пчел, в дуплистых деревьях – липах, соснах, кедринах – начали вырубать или выпиливать куски. Значительно облегчился доступ к гнезду. Мед забирали не весь, часть оставляли пчелам и вновь закрывали дупло. Такие дупла с пчелами называли бортями (от слова «бор»).

6
Шишкин И.И. Пасека 1882

Обычно много пчел гнездилось в сосновых борах. В не дуплистых толстых вековых деревьях борти выдалбливали специально. Они постепенно заселялись пчелами. На стволах деревьев особыми знаками – зарубками и насечками – указывали, кому они принадлежат. Бортники хорошо знали повадки пчел, умели обходиться с ними. Они не брали мед от молодых семей, чтобы пчелы зимой не умерли с голоду, а когда приходилось снимать рои – молодые семьи, сажали пчел в заранее приготовленные борти.

7
Николай Владимирович Маковский «Пасека»

Из поколения в поколение передавалось бортное искусство. Свято береглись и сохранялись семейные традиции. До сих пор сохранились села и деревни, названия которых указывает на то, что их жители занимались в старину медовым промыслом: Бортное, Бортницы, Троебортное, Медовое, Медынь, Добрые Пчелы, Добрый Сот, Вощиха.
Бортники, как и ремесленники в Древней Руси, составляли целое сословие и были вольными людьми даже при крепостном праве. Бортничество традиционно считалось мужским занятием. Обуславливалось это трудностями добычи меда, опасностью, которой подвергался человек в дремучем лесу.

Со временем пчел начали держать на пасеках, возле дома, в дуплянках – кусках дуплистого дерева, колодах – толстых долбленых кряжах, в безлесных местах – в плетеных из соломы или хвороста кошелках. Пчеловодство из лесного промысла постепенно стало домашним занятием, как скотоводство и земледелие.
По словам пчеловода- энтузиаста П.Л.Снежневского, пчеловодство имеет свойство захватывать всего человека, если он натуралист по призванию, побуждая его к изучению естественных наук, связанных с пчеловодством, чтобы полнее постигнуть тайны улья.

Страстно любил пчел, знал их и восторгался ими великий русский писатель Л.Н.Толстой. В Ясной Поляне, в двух-трех километрах от дома, находилась его небольшая пасека, окруженная зарослями желтой акации. Она была для него любимым местом отдыха и приятного физического труда. В теплые весенние и летние дни он обычно пропадал на пчельнике, много наблюдал и раздумывал над жизнью этих поразивших его насекомых. Он сам выполнял все пасечные работы, даже делал рамочные ульи, которые тогда только начали входить в практику.
Прекрасно знал пчел И.С.Тургенев, интересовались ими И.В.Мичурин и И.П.Павлов.
Медоносным пчелам посвятили свои работы выдающиеся русские художники – И.И.Шишкин, И.Е.Репин, И.И.Левитан, А.К.Саврасов.

8
И.И.Левитан «Пасека»

____________

Источник «Сварга»

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.