Русская печь — самый яркий символ русского духа

Русская печь — уникальное явление восточнославянской материальной культуры, самый предметный и яркий символ русского духа, его основательности, здорового консерватизма и своеобразной рациональности.

Печь — это традиционное устройство для отопления помещения и приготовления пищи, безраздельно применявшееся на протяжении столетий почти во всех уголках мира. Знания и опыт в искусстве сооружения печей являлись мерилом зрелости и талантливости народа. Печных дел мастера всегда почитались в народе, особенно там, где жизнь протекала в суровых климатических условиях. Кроме того, печи служили не только для отопления, но и для приготовления пищи, сушки продуктов впрок.

В XV-XVI вв. курные печи стали сооружать с дымовой трубой. Первоначально дымовые трубы, которые назывались дымницами, выполняли из древесины в виде толстого теса, что являлось пожароопасным.

В период интенсивного развития городов в XVI-XVII вв. русская техника достигла высокого уровня. Основным центром печного искусства и выучки мастеров печных дел в период со времени создания Русского государства и до второй половины XVII в. была Москва. Здесь зарождались прогрессивные конструкции и новые архитектурные формы отопительных печей, разрабатывалась технология изготовления печных изразцов, строились кирпичные заводы и чугунолитейные фабрики, изготовляющие печные приборы.

Существенный сдвиг в печном деле произошел во время Петровской эпохи. В 1718 г. указом Петра I было запрещено строительство в Петербурге домов с курными печами и деревянными трубами, а в 1722 г. этот указ распространился и на Москву (непонятно, как люди жили до этого в своих черных, пропитанных сажей избах). Одновременно расширялись существующие и сооружались новые кирпичные заводы. Были изданы обязательные правила кладки наиболее важных элементов печей. В это же время было развито производство печных отделочных материалов. Вместо рельефных тисненых изразцов в печном деле стали применять гладкие расписные изразцы голландского образца. В связи с этим отечественные отопительные толстостенные печи неправильно стали называть голландскими или «голландками».

_______________

Русская печь в крестьянской избе топилась каждый день зимой и летом. Она обогревала избу, в ней готовилась еда для семьи. Даже к ужину всё оставалось горячим. В ней же готовили корм для скотины. Размеры русской печи были очень внушительны. Через широкое устье свободно проходил двухвёдерный чугун. По высоте спокойно проходила и глиняная корчага с солодом для пива.

В Вологодской области в печи ещё и парились. Обычай париться в печи пришёл сюда из Владимирского ополья: более северные места осваивались новгородцами, а новгородцы, как мы знаем, уже в первом веке мылись в банях. Земли современной Московской области заселялись с юга. Из Киевской Руси переселялись сюда русичи, спасаясь от кочевников. Думаю, что бань и тогда там не было. В семидесятых годах прошлого века я бывала на Украине в разных местах, и всюду люди мылись в корыте прямо на земляном полу. Откуда же в залесье появился обычай мыться в печах? Земли, которые осваивали выходцы из Киевской Руси, были заселены угро-финскими племенами. Это весь, мордва и другие. Население было редкое, и места всем хватало. Но без взаимопроникновения культур, видимо, не обошлось. Хотелось бы узнать, где мылась прежде, например, мордва? Или мытьё в печи – чисто русская выдумка? Татаро-монголы ведь совсем не мылись. Они обмазывали себя бараньим салом, а потом всё тщательно соскабливали.

Конечно, восточная Русь постепенно приспособилась к баням. Ещё Александр Невский, проведший юность свою в Новгороде, вернувшись в родной Переяславль, построил баню по новгородскому обычаю. Но после его смерти Великая княгиня Александра предпочитала мыться в хлебной печи. Об этом писал Балашов в своей книге «Младший сын».

Русская печь свободно вмещала двоих взрослых. Принесут сноп ржаной соломы, сунут в печь и закроют ею весь под, чтобы нигде не прожигало. На шесток положат чистенький половичок, а дальше «разболокайся и полезай!». Из устья пышет жаром, и залезать туда поначалу страшновато. Всё устье чёрное и сажа на нём, как бархат. Но, оказывается, места вполне хватает, и протаскиваешь себя в печь, нигде не коснувшись сажи, и садишься, уминая соломку. Сразу охватывает сухой жар. Раскалённые бело-розовые кирпичи создают в печи какое-то перламутровое сияние. Любители горяченького берут ковш и плещут на них. Но достаточно, помочив веник, потрясти его у себя за спиной. Выдержишь — парься, а нет — ложись головой к устью. Из устья идёт мягкий воздух, дышится легко. Первыми в семье парятся мужики, последними — мать с ребятишками. Устроится мать в печи, ей подают сначала младенчика. Она подтянет его на холщёвой простынке через устье, положит на ноги, как в корытце, помоет, да ещё и веничком слегка попарит или погладит, чтобы духом берёзовым подышал. Потом по очереди, а то и сразу двоих ребятишек вымоет, выпарит, свежей водой окатит, поставит на четвереньки и выпроводит на шесток, только головку рукой придерживает, чтобы сажей, вылезая, не замазался. А там уже подхватят малыша, завернут в холстинку и на печку. Очень удобно. И зимой не надо ребёнка одевать, укутывать, чтобы не простудился после пару.

Но самое большое благо — русская печь — для старух. Забирайся и парься хоть каждый день. Жалуется старуха: «Ледвея болит, надо бабку Наталью позвать — пусть попарит». Бабка Наталья косточки поправит, все жилочки разгладит, по-своему выпарит старуху, и вылезают обе довольные.

Интересный эпизод о русской печке читала в житии протопопа Аввакума. Когда он был вынужден «путешествовать» по Сибири, то какое-то временное жильё всё-таки приходилось строить. В этом жилье сооружали и русскую печь. О печке он упоминает мимоходом: за ним пришли, а он в это время лежал на печи, укрывшись от дождя куском берёзовой коры. Супруга его, Марковна, в это время спасалась от дождя в самой печке. Видимо, покрытие избушки было недостаточным и в сильные дожди протекало. Так что наши землепроходцы, осваивая Сибирь, о русской печке не забывали.

О том, что кладка печей в России издревле находилась на высоком техническом уровне, свидетельствует конструкция курного (то есть без дымовой трубы) очага, который широко использовался в Древней Руси. Такой очаг стал прообразом совершенного универсального устройства, известного под названием «русская печь». В 15-16 вв. курные печи стали сооружать с дымовой трубой, но первоначально дымовые трубы (дымницы) делали из древесины — материала, как известно, пожароопасного. Однако с течением времени строительство русской печи совершенствовалось, и стали зарождаться новые архитектурные формы отопительных печей и разрабатываться технологии изготовления печных изразцов. С русской печью связано много народных обрядов — например, обряд свадебный, когда сваты, зайдя в дом, первым делом крестились на иконы, а затем прикладывали руки к печи. Это символизировало приобщение через печь чужих людей к семье, а если человека в чьем-то доме приглашали поспать на печи, то он уже становился «своим».

Русскую печь можно по праву считать гордостью русского народа. Основная ее особенность — сводчатая камера — горнило, которое разогревается до 500°. Это как раз та температура, которая требуется для выпечки хлеба. Разогретое горнило часами хранит тепло, в нем можно томить молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое. Вкус пищи, приготовленной в русской печи удивителен и не сравним ни с чем, тут русская печь вне конкуренции!

Несмотря на свою многовековую историю, русская печь успешно дожила до наших дней и до сих пор ее можно увидеть как в деревнях и мелких населенных пунктах, так и в загородных домах современных любителей старины и уюта. Откуда же такая стойкость к веяниям истории?
Итак, русская печь — уникальное явление восточнославянской материальной культуры, самый предметный и яркий символ русского духа, его основательности, здорового консерватизма и своеобразной рациональности. Это печка, ставшая, наравне с другими традициями, достойным персонажем русских былин и сказок.
Наши бабушки, дедушки, их родители, их бабушки и дедушки, просто не представляли себе жизни без печи. Даже в степи трудно было прожить без печки.
Вместе с тем конструктивная простота русской печи сочетается с удивительной многофункциональностью, в чем с русской печью не может поспорить никакая другая печь.
Русская печь по своему устройству больше всего напоминает костер. Чем проще устройство, тем лучше — это топливник, камера, приподнятая на несколько сантиметров от пола избы, и устье — чтобы обслуживать печь. Так по кирпичикам и сформировалось классическое устройство печи. А еще есть удобная лежанка, на которой так тепло и уютно спать в холодные зимние ночи.
Между прочим, в столовой у Билла Гейтса стоит настоящая русская печь, в которой ему жарят пироги и кулебяки с мясом.Интересно, что известный компьютерный магнат оказался не единственным человеком за рубежом, который по достоинству оценил всю ценность, удобство и красоту русской печки.

Около года назад на английском аукционе братьев Батье русская печь со всем «приданным» — кочерга, «золушка» др. — была продана за 20 тысяч долларов. «Героем» этого аукциона стал наш соотечественник Василий Федоров, который по заказу братьев Батье и изготовил эту чудо-печь, завоевавшую сердце крупного английского бизнесмена. За всю свою жизнь этот печник «склал» более пятидесяти печей и более двух сотен отремонтировал. Английский аукцион он считает своим наибольшим достижением на сегодняшний день.

И светит, и греет…

Такой спрос на русские печки объясняется уникальностью этого агрегата. Печка не только согревает помещение, она также является источником света.

Когда огонь в топке разгорается, можно гасить все другие источники света — освещения, которое дает русская печка, вполне хватает. В русской печи можно сушить грибы, в ней тушили мясо с картошкой, жарили куриц, пекли пироги и хлеб.
По утверждению многих исследователей, в классической русской печи можно за один раз испечь до 50-60 килограммов хлеба. Это хлебный запас на неделю для семьи из семи человек.
Если вы что-то приготовили утром и оставили в русской печи — это будет горячим до самого вечера. В русской печи можно: варить пиво, обжигать горшки, миски, кувшины, кружки, распаривать ивовые прутья для плетения корзин, прогревать семена для посадки, сушить зерно, отбеливать и красить холсты.

Между прочим, в русской печи можно еще и мыться, а мытье в печи — это целая наука. Через устье нужно залезть в печь, побрызгать на горячие стены водой и только тогда приступать к мытью. В печи наши деды даже парились или пытались избавиться от простуды, печь использовалась как обычная сауна. Не правда ли, удобно?

В старые времена для каждого члена семьи было отведено место на печи, эти места распределялись по строгой иерархической системе. Для стариков — обычно с правого бока от устья, места для детей — на полатях, или сверху печи. Любили русские печи и кошки — тепло, уютно и пахнет необычайно вкусно.

Помимо экологической чистоты, русская печь является великолепным оздоравливающим средством. Печная глина фильтрует излучение, образованное горением, таким образом, что остаётся только малая часть инфракрасного излучения, удивительно похожую по своим характеристикам на тепло излучаемое человеком. Спать на тёплой печи — всё равно, что быть в утробе матери. Поэтому все болячки заживают.

Использование

Приготовление пищи. Безусловно, одно из основных применений — это приготовление пищи. В печи варили, парили, жарили, запекали и «томили». Для приготовления пользовались чугунками и ухватами или рогочами, сковородниками (цапельниками, чапельниками) и, соответственно сковородами. Посуда по большей части изготавливалась из чугуна, однако применялись и глиняные сковороды и горшки. При печи кроме 3 ухватов и сковородника было ещё 2 кочерги для перемешивания углей и выгребания золы.

Отопление. Обычно печь начинали топить с середины октября (с Покрова) и топили до апреля. Русская печь располагалась практически в центре комнаты и прогревала её равномерно. На печи был устроен лежак. Рядом с печью традиционно строился голбец, в котором хранили домашнюю утварь, а верх его являлся продолжением лежака. Спали ногами на печи, а головой в прохладе, если же было холодно — можно было и полностью лечь на лежак.

Лечение. Прогревались как сверху на печи, изгоняя простудные заболевания, так и в самом горниле. Лечились не только теплом, но и печной золой, часто смешивая её с солью. К услугам печи прибегали и знахари.

И многое другое. Русская печь не только грела и варила, она была неотъемлемой частью жизни русского народа. По печи предсказывали погоду; на ней сушили грибы и ягоды; в печи парились (печь была и баней тоже); гадали и ворожили, с кочергой и помелом сваты за невестой ходили, на печи рождались и умирали.

This entry was posted in 2.2 Архитектура и стиль and tagged , , , . Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

CAPTCHA изображение
Обновить изображение

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>