Делаем подоконную доску
Все большее распространение в наших домах получают подоконники из ПВХ. Все реже можно встретить деревянные подоконные доски (подоконники). В погоне за модой мы часто забываем, что хорошо сделанные подоконники из дерева – это красиво, стильно и практично!
Чем хороши деревянные подоконники?
Во-первых, они экологически более безопасные, чем подоконники из ПВХ. Во время отопительного периода на подоконник может передаваться тепло от батареи, а некоторые виды пластика при нагревании выделяют вредные вещества.
Во-вторых, деревянные подоконники более надежные, чем подоконники из ПВХ.
В-третьих, при правильной обработке и покраске они выглядят красиво, стильно и «дорого».
Изготовление деревянного подоконника.
При изготовление деревянной подоконной доски в первую очередь следует обратить внимание на исходный материал. Доска должна быть хорошо просушенной, не иметь дефектов и сучков. Подоконную доску следует тщательно острогать со всех сторон. После этого подоконной доске придают нужный профиль с выборкой калевок и слезника. Слезники, т.е. желобки шириной 8-10мм и глубиной 6-8 мм, делают внизу подоконных досок, на расстоянии 1-2 см от лицевой стороны подоконника. После обработки доску обрезают до нужной длины и придают необходимую форму.
Все оконные коробки должны быть на одном уровне по горизонтали. Подоконные доски часто делают составными. Составные подоконные доски можно соединить при помощи клея, шпонок или нагелей.
Размеры подоконной доски.
Длина подоконника должна быть на 10-15 см больше ширины оконного проема. Оптимально делать выступ подоконника внутрь помещения не меньше чем на 6-7 см.
Установка подоконника
В начале на нижнюю часть доски, которая укладывается на стену, прикрепляют антисептированный войлок, который крепят к доске с помощью драни, прибитой гвоздями. Подготовленную доску заводят под четверть нижнего бруска коробки. Для надежной фиксации доску скрепляют с коробкой длинными гвоздями. При этом шляпки гвоздей отрубают и вколачивают тупыми (отрубленными) концами в нижний брусок коробки, а затем на выступающие концы гвоздей насаживают подоконную доску. Если здание каменное, то крепление подоконников осуществляется на известково-гипсовом растворе. Рекомендованный уклон подоконников внутрь помещения — не более 1°. Если вы решили заделать концы подоконников в штукатурку или в бетон, их следует обязательно антисептировать.
Деревянная секция, которая нависает над стеной, крепится к подоконнику оконной рамы шиповым соединением. U-образная водосточная канавка, выдолбленная на нижнем крае подоконника не дает дождевой воде скапливаться в задней части подоконника и проникать в стену. Вместо сборного подоконника, изображенного здесь, нависающий над стеной подоконник может быть частью единой конструкции оконной коробки.
Деревянные подоконники изготавливаются из мебельного щита, собранного из отдельных ламелей, соединенных на зубчатый минишип. Количество ламелей в щите, их ширина и длина не ограничивается. Дубовый мебельный щит несколько отличается от соснового.
Мебельный щит, может быть собран по двум разным технологиям: в одном случае минишип будет располагаться вдоль лицевой поверхности, в другом случае поперек. Не один из этих способов сборки не имеет преимуществ, перед другим, поэтому может быть использован любой.
Технология изготовления:
из мебельного щита, выпиливается заготовка под будущий подоконник;
в нижней части выбирается специальная канавка;
ручным фрезером закругляются кромки;
подоконник проходит первую (грубую) шлифовку на шлифовальном станке;
подоконник проходит вторую (тонкую) шлифовку шлифовальными машинками;
кромки подоконника обрабатываются порозаполнителем;
технологическая сушка;
грунтовка подоконника методом окунания или кистью;
технологическая сушка;
третья шлифовка (снятие ворса), осуществляется вручную шлифовальной губкой;
покраска подоконника методом напыления. Покраска осуществляется в один слой, и только с лицевой стороны и торцов подоконника;
технологическая сушка.
Особенности подоконников из древесины
Важно помнить, что главной особенностью, определяющей основные достоинства, и недостатки древесины, является её естественная природа. В отличие от искусственных материалов, характеристики которых известны и постоянны, древесина «живая». Она изменяется в процессе роста дерева и может по-разному реагировать на одни и те же воздействия. Одним из свойств древесины является ее неоднородность нужно помнить — двух совершенно одинаковых деревьев не бывает. Да, в процессе обработки делается всё возможное, чтобы максимально «стандартизировать» материал, получить в результате однотипную образцовую продукцию, но полностью устранить неоднородность нельзя. И именно неоднородность придаёт дереву тот неповторимый шарм, который так ценится людьми.
В связи с этим, на деревянных подоконниках будут присутствовать, во-первых, разнооттеночность, во-вторых, различие в текстурном рисунке древесины, и, в-третьих, структурные неровности.
Разнооттеночность — почти всегда будет присутствовать на не укрывных цветах (лазурях).
Ламели, хоть и подбираются по цвету и текстуре, но так как каждая ламель уникальна, то абсолютно одинаковыми они не будут никогда. Более того, оттенок может отличаться даже в пределах одной ламели, так как цвет сильно зависит от смолистости и плотности древесины.
Проявление структурных неровностей. Структурные неровности — небольшие «выпуклости» и «канавки» повторяющие текстурный рисунок на поверхности древесины, отчетливо ощущающиеся на ощупь, а на некоторых цветах (особенно на белом), воспринимаются визуально.
Образуются структурные неровности не от того что подоконник не отшлифован (он проходит тройную шлифовку), а из-за особенности древесины — ее неоднородности. После покраски водными красками — более мягкие слои древесины под воздействием воды поднимаются, образуя неровности, повторяющие структуру древесины.
Если возникает необходимость, то возможно сделать дополнительную обработку. В этом случае структурные неровности будут заметны значительно меньше, но все равно будут присутствовать .
Дополнительная обработка включает в себя следующие этапы:
обработка подоконника шлифовальной губкой (вручную), это необходимо для обеспечения адгезии, следующего слоя краски;
нанесение второго красочного слоя;
технологическая сушка;
промежуточная шлифовка шлифовальной машинкой (обработка проводится наждачной бумагой с особо мелким зерном);
обработка шлифовальной губкой;
нанесение третьего покрасочного слоя;
технологическая сушка.
Данные работы значительно увеличивают трудоемкость и расход материалов. Поэтому, услуга по дополнительной обработке подоконников платная.
Кроме того, необходимо помнить, что повторная отделка изменит цвет изделия, в случае если оно окрашено лазурями. Если изделие окрашено белым цветом, или любым другим укрывным, то после дополнительной отделки цвет не изменится. Так же нужно учитывать, что слой красочного покрытия по нормам компании Sikkens, должен составлять 200 — 250 микрон. При дополнительной отделке, слой краски значительно увеличивается, что ухудшает эксплуатационные характеристики изделия, и уменьшает его срок службы.
Эксплуатация деревянных подоконников.
Подоконники должны эксплуатироваться в тех же условиях, что и деревянные окна: в отапливаемых помещениях, при относительной влажности воздуха 40–50%. Длительное скапливание влаги на подоконниках не допускается.